Как сделать заземление вокруг дома

Как сделать заземление вокруг дома
Как сделать заземление вокруг дома
Как сделать заземление вокруг дома
Как сделать заземление вокруг дома

Этот очерк посвящен дочери изобретателя радио А.С. Попова – врачу Раисе Александровне Поповой (1891 – 1976г.г.), бывшей также одним из организаторов и  первых преподавателей  Удомельской  средней школы, ныне носящей имя А.С. Попова.


Накануне Дня медицинского работника  хочется отдать дань почтения и уважения  Раисе Александровне Поповой, которая была одним из немногих врачей нашего Удомельского района в самые трудные годы гражданской войны. Помогая своей матери – женщине –врачу II выпуска Раисе Алексеевне Поповой (Богдановой) – молодой врач прошла самую суровую и тяжёлую школу. Сегодня мы представляем это время  по роману и телефильму «Открытая книга» В.Каверина.

И сейчас в Удомле живут многие пациенты Раисы Александровны. Среди них Агафья Ниловна Семёнова, мать директора Удомельской средней школы №2 Николая Михайловича  Иванова. А в то далёкое время Агафья Ниловна  работала прислугой у священника Беневоленского, что было участью многих девушек того поколения.  Когда девушка заболела чёрной оспой, свирепствовавшей в тот период, то её как безнадёжно больную поместили в бане у озера и оставили совершенно одну без ухода. Раиса Александровна Попова, рискуя жизнью, оказывала Агафье Ниловне не только высококвалифицированную помощь медицинскую помощь, но и приносила ей еду, ухаживала за больной.

Самыми радостными минутами в жизни Раисы Александровны были те, когда она в Удомле встретилась с Агафьей Ниловной,  навсегда сохранившей в своём сердце горячую признательность своему целителю.

Раиса Александровна Попова родилась 25 июня 1891 года в посёлке Черное , деревне Растяпино Нижегородской губернии. Ныне это город Дзержинск, Горьковской области. Как известно, Александр Степанович Попов (1859 – 1906г.г.) в летние месяцы заведовал электростанцией в 1889-1898г.г., освещавшей Нижегородскую ярмарку,  а в 1896 году – Всероссийскую Промышленно-художественную выставку. Работа на электростанции давала А.С. Попову средства для ведения опытов по беспроволочной телеграфии, на которые, в период, предшествующий изобретению радио, не отпускалось никаких денег. Немногие часы отдыха после работы на электростанции изобретатель радио проводил на Оке на ст. Чёрное. Дом,  где он жил в период 1889-1898 годов сохранялся до 1974 года. Но потом был разрушен и на этом месте воздвигнут новый панельный небоскрёб.

Фотография А.С. Попова, с семьей, опубликованная в №61 от 22 мая 1980 года газеты «Путь Октября» переносит нас в 1893 год. Отец держит перед собой на красивом пуфе маленькую двухлетнюю Раюшку, одетую в платье на вырост и красивые сапожки. Таким образом, Раиса Александровна  Попова является  свидетельницей не только периода предшествующего изобретению радио, самого изобретения, внедрения  С.А. Поповым радиосвязи на военно-морском флоте, армии, воздухоплавании, строительстве первых гражданских радиостанций, основания отечественной радиопромышленности. На её глазах радиотехника прошла путь от искровой телеграфии до освоения космоса. Из всех детей А.С. Попова она прожила самую долгую жизнь.

С раннего детства Раиса Александровна прекрасно изучила немецкий язык под руководством своей воспитательницы – Гульды Августовны Форберг.  Из письма Р.А. Поповой к А.С. Попову в Севастополь в штаб практической эскадры мы узнаём, что Раюшка без предварительной  подготовки блестяще сдала экзамен по немецкому языку при переводе из  Кронштадтской гимназии в Петровскую в Петербурге.

В 1901 году А.С. Попов  был назначен заведующим кафедрой физики Электротехнического института  в Петербурге.  В 1902 году в угловой дом у Тучкова моста на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского  Острова переехала семья А.С. Попова из Кронштадта. Кстати, именно в этом доме живёт выпускница первого выпуска Удомельской средней школы имени А.С. Попова архитектор Ф.И. Милюкова, ежегодно собирается  землячество выпускников  Удомельской средней школы. Приезжала на эти встречи и Раиса Александровна Попова, встречаясь не только со своими пациентами, но и учениками.

Раиса Александровна преподавала в школе немецкий язык  и гигиену. Ученики вспоминают до сих пор её уроки. И недаром. В Женском медицинском институте, ныне 1-ом медицинском институте имени И.П. Павлова, который она закончила в 1914 году, её учителями были В.М. Бехтерев и И.П. Павлов, знаменитый педиатр академик Маслов, окулист Андогский и ряд других, блистательных учёных, прославивших отечественную медицину.  Сразу же после окончания института  Раиса Александровна была мобилизована на фронт 1-ой империалистической войны в действующую армию. Преподавание в Удомельской средней школе было прервано мобилизацией на фронт гражданской войны. Тогда Раиса Александровна служила в Тверском и Рязанском военных округах.

В 1921 году в Удомле, в Лайкове, родилась у неё дочь Мария Владимировна Андреева, ныне ведущий инженер одного из головных радиотехнических объединений страны, ветеран труда, член Московского областного правления НТОРЭС имени А.С. Попова и, конечно, ярый патриот Удомли.       

С Удомлей связаны 75-летние исторические связи А.С. Попова и его семьи, приобревшего в 1905 году участок леса и сруб дома в Лайкове. На фото (на  2 странице),  снятом в  Лайкове  в 1908 году, реставрированном  Укладниковым А.С. в первом ряду мы видим слева направо: Е.А. Попову-Кьяндскую (1899- 1976 г.г.) и Р.А. Попову (1891- 1976г.г.). Во втором ряду С.А. Попов (1884 – 1920 г.г.) Р.А. Попова (1860 – 1932г.г.), Е.Н. Богданову (1841 – 1911г.г.), Г.А. Форберг (1860 – 1932г.г.) и А.А. Попова (1887 – 1942 г.г.).  НА фото хорошо видна деревянная кладка еще неотёсанного дома. Вспоминаю, как много лет после этого Раиса Александровна, стоя как раз на этом месте, где было крыльцо, читала наизусть стихи, которых помнила великое множество. Особенно мне запомнилась Пушкинская «Эллегия»:

«И, может быть, на мой закат печальный
 Блеснёт любовь улыбкою прощальной».

Раиса Александровна сохранила верность клятве Гиппократа до конца своих дней. До последнего своего часа она винила себя  в смерти девочки, хотя ни в чём не была виновата. В детское инфекционное отделение больницы Рауфуса в Ленинграде привезли крайне тяжелую больную. Раиса Александровна сделала ей трахеотомию, ввела трубку в дыхательное горло и ушла к другим больным, оставив девочку под наблюдением сестры. Из-за недосмотра сестры девочка вытащила трубку и задохнулась. Но были и многие проникновенные письма от родителей детей, которых спасла Раиса Александровна.

В период Финской кампании Раиса Александровна была вновь мобилизована. А вскоре началась и Великая Отечественная война, и снова работа в госпиталях. В 1942 году Министерством Связи СССР Раиса Александровна была эвакуирована в Москву, где и прожила до конца жизни.

В 1944 году Раиса Александровна стала бабушкой и весь свой опыт педиатра и педагога отдала своей внучке Наденьке. В 1972 году родился правнук  - Александр Борисович Мишкинис.

Раиса Александровна была разносторонне образованным человеком. В мемориальном музее-квартире А.С. Попова хранятся её акварели. Она серьёзно занималась музыкой и до конца дней хорошо помнила  весь репертуар, который она в своё время пела. Вместе со мною она пела арию Марфы из оперы  Римского – Корсакова «Царская невеста», свободно взяла си- бемоль в конце арии. И это – в её 85 лет!

Будучи исключительно скромным, стараясь оставаться незаметным человеком, Раиса Александровна обладала совершенно неповторимым и своеобразным юмором. Посмотрев из-под очков наверх, она своими неожиданными афоризмами нередко приводила в замешательство хвастунишку.       

Раиса Александровна активно участвовала в мероприятиях по увековечиванию памяти А.С. Попова.  12 июля 1970 года в Удомле у  школы имени А.С. Попова открывался памятник  А.С. Попову. Вместе со своей младшей сестрой Екатериной Александровной  Раиса Александровна  сидела на крыльце нового, как они называли, здания школы. А перед их мысленным взором проходила, как в кинематографе, вся их трудная, но чрезвычайно насыщенная жизнь, столь тесно связанная с Удомлей.

Е.Г. Кьяндская-Попова,
Директор Мемориального музея и Мемориального музея-квартиры А.С. Попова при ЛЭТИ.»

Газета «Путь Октября», 14 июня 1980 года, №71, стр. 2 и 4.

...........................................................................................................................................................................

Путь в большую жизнь


«Это было летом прошлого года. В Удомельском поселковом  Совете мне сказали, что в Лайково-Попове отдыхает дочь изобретателя радио Александра Степановича Попова – Раиса Александровна. Известие меня очень обрадовало. Я знал, что в этих местах жил выдающийся русский учёный.

И вот дом, где она остановилась. Стучусь. Дверь открывает пожилая, небольшого роста женщина в очках. Седые волосы гладко зачёсаны. Знакомимся. Раиса Александровна приветливо приглашает пройти в комнату.

- Здешние места, - вспоминает она, - очень любил мой отец. После его смерти мы продолжали жить в Лайкове с матерью. Она работала в Удомельской больнице, мы же – два моих брата, сестра и я – преподавали в местной школе…

Долго длилась наша беседа. В журналистский блокнот одна за другой ложились записи, раскрывающие духовное богатство  замечательного русского учёного, близких ему людей. Позднее, уже, будучи в Ленинграде, я встретился с другой дочерью  изобретателя радио – Екатериной Александровной. Она заведует музеем А.С. Попова. Вот что мне удалось узнать.

….Голод, разруха, нужда – таким выпал для нашей страны год 1918-й. А в посёлке Удомля открывается, как тогда называли, школа второй ступени. Вдумайтесь: едва минул год после Октябрьской революции, а в далёком посёлке Тверской губернии открыта средняя школа! Советская власть поддерживала стремление людей труда к знаниям.

Старший сын Попова – Степан Александрович, окончивший историко-филологический  факультет университета, преподавал в школе историю, другой сын – Александр Александрович, будучи еще студентом архитектурного отделения Академии Художеств (занятия были временно прерваны), обучал ребят рисованию и черчению. Школьным врачом и преподавателем гигиены (такой предмет преподавали в те годы) была Раиса Александровна. Она же вела уроки немецкого языка. Арифметику, начальный курс алгебры и русский язык преподавала Екатерина Александровна. Было ей тогда 19 лет. Математику в старших классах вела Евгения Александровна Кракау, дочь профессора и инспектора Электротехнического института. В те же годы работал Сергей Иванович Волков – человек, посвятивший всю свою жизнь школе. Ныне он пенсионер и живёт недалеко от села Котлован.

Все силы, все свои знания отдавали учителя воспитанникам. А те платили им искренней любовью и признательностью. Любили в школе преподавателей Поповых. Вечерами школьный врач Раиса Александровна вместе с матерью Раисой Алексеевной уезжали по вызовам: свирепствовал по окрестным деревням в ту пору тиф.

Заботливо воспитывал Александр Александрович юные таланты Удомельской школы, организовывал выставки рисунков учащихся, проводил экскурсии в Островно к художнику Богданову- Бельскому, на дачу «Чайка», где жил Бялыницкий-Бируля, известный советский художник.

Большим событием в культурной жизни посёлка было каждое выступление школьной художественной самодеятельности. И ничего, что сцена освещалась керосиновыми лампами, декорации и костюмы были не ахти какими – все спешили в Дом культуры, где выступал школьный театр. Раиса Александровна ставила на сцене с ребятами «Свадьбу» А.П. Чехова,  Евгения Александровна Кракау – «Снегурочку» А.Н. Островского.

Екатерина Александровна разучивала со школьным хором революционные песни  и романсы Глинки. Выступал на школьных вечерах и Богданов-Бельский, у которого был хороший голос.

А сколько воодушевления было при торжественных встречах первых годовщин Великого Октября, Международного праздника трудящихся – 1 Мая!

Первый выпуск в школе был в 1921году.  В то время Степана Александровича, учителя истории призвали в Красную Армию и в Ростове на-Дону, заболев тифом, он умер. Ушла на войну и врач Раиса Александровна. Многие выпускники вместе с Е.А. Кракау и Е.А. Поповой  уехали в Петроград.  По разному сложились судьбы Нила Гусева,  Фени Милюковой, Анатолия Мясникова, Феди Полянского и многих других – первых выпускников советской школы  в посёлке Удомля. Но все они достойные люди нашей Родины.

В апреле прошлого года в центральных газетах было опубликовано постановление Комитета по Ленинским премиям  в области науки и техники. В числе ученых, инженеров и рабочих, которым присуждалась высокая награда, был назван Анатолий  Михайлович Яковлев, начальник конструкторского бюро Ленинградского металлургического завода имени ХХII съезда КПСС.  С группой инженеров, техников и рабочих завода он разработал проект и создал паровую турбину ПВК- 200- 130 мощностью в 200 тысяч киловатт.  Анатолий Михайлович – наш земляк, выросший в Брусове,  получивший среднее образование в Удомельской школе. Он окончил Политехнический институт, затем Ленинградский государственный университет, стал талантливым инженером. Феодосия Ивановна Милюкова одна из ведущих архитекторов Ленинграда. На всю жизнь сохранила она в сердце память об Александре  Александровиче Попове, который зажёг в её сердце мечту стать архитектором.

Нил Гусев поступил в морское училище. Сейчас Нил Михайлович – адмирал в отставке, живёт в Москве. В Москве живут и  Фёдор Яковлевич Полянский, профессор Московского государственного университета, Анатолий Павлович Мясников, заместитель директора одного из институтов Академии наук СССР.

Выпускники Удомельской школы, где бы они ни были, собираются раз в год в Ленинграде. Энтузиасты этих встреч – Феодосия Ивановна Милюкова, Екатерина Александровна Попова и Лидия Федоровна Соловьёва- Ильина, долгие годы работавшая корреспондентом ленинградских газет. На встречи со своими бывшими учениками приезжает и Евгения  Александровна Кракау, работающая в одном из научно-исследовательских институтов.

Собираются земляки, чтобы вспомнить родные места, школьную жизнь, прожитые годы. В сердцах этих людей горит пламенная любовь к Отчизне, к революционным свершениям, открывшим перед ними, крестьянскими детьми, путь в большую жизнь»


В. Чагодаев, сотрудник газеты «Новая жизнь», Бологовский район.

«Калининская правда»,   7 мая 1964г., стр 4, № 106 (14109).
...........................................................................................................................................................................

Последние дни моего отца
                                                                                                               
Первая статья, март 1945 года.

Когда отец скончался, - 31 декабря 1905 г., - мне было всего 14 лет. Но память многое сохранила  и по личным воспоминаниям и по рассказам матери. Кое – что я слышала от друзей и соратников отца.

Нас было четверо детей: два старших брата, я и младшая сестра. Мать моя была врачом.  Она намного пережила отца и скончалась в возрасте 72 лет, в 1932 г. Семья у нас была дружная. Все мы обожали отца. Любили его и многочисленные родственники, часто жившие у нас, и его ученики, сослуживцы, сотрудники, словом, все, кому приходилось иметь с ним дело.

Я хорошо помню весь его облик: медлительные манеры, ласковую улыбку, немногословную речь. Мы никогда не слышали,  чтобы он раздражался, говорил резко, грубо. Он не способен был кого – либо обидеть. Отличительные черты  характера отца: сердечность,  душевная доброта, кротость и мягкость в обращении. Он  был чрезвычайно застенчив и скромен. Не любил говорить о себе, выставлять напоказ свои заслуги.  Страстно увлекался  своими опытами и  радовался, как ребенок,  когда они ему удавались. Но личные  выгоды, слава, почести его не интересовали. Он был совершенно лишён честолюбия.

Отец был неутомимый труженик. Мы, дети, редко видели его – только в часы обеда, в праздники и еще летом на даче. Отец мой был большим любителем удить рыбу – единственный отдых, который он себе изредка позволял.  Когда отец был с нами, праздник становился для нас особенно радостным: он играл с детьми, шутил, показывал фокусы, вообще был изобретателен на разные весёлые выдумки.

В Кронштадте, по рассказам матери, каждую минуту, свободную от лекций, отец проводил в своей лаборатории  Часто он  засиживался за опытами далеко за полночь.  Также напряжённо работал он,  когда стал профессором физики Петербургского электротехнического института. Я хорошо помню, как мать всегда беспокоилась о здоровье отца. Она видела, что он слишком перенапрягает свои силы, но ничего не могла поделать: отец не любил лечиться не умел думать о себе и всегда на в ответ на опасения, высказанные его женой – врачом,  только отмахивался: «Некогда, потом когда-нибудь займусь своим здоровьем».

Интересная подробность рисует отца как работника и труженика. Когда он преподавал в Кронштадте, то применил изученные им слесарные и токарные работы, стеклодувное дело, необходимые для постановки его опытов, - стал  токарем по дереву и металлу и искусным стеклодувом.  Он сам изготовлял все детали для своих опытов, так как в Кронштадте не было специалистов по точной механике.

Мой отец был также хорошим фотографом. В нашей семье сохранилось много фотографий, снятых им самим. Есть несколько отпечатков, сделанных на фотографической бумаге, которую он сам изготовил. Эта бумага и её обработка сделаны настолько тщательно, что отпечатки, выполненные на ней, до сих пор не выцвели.

И другая черта, рисующая отношение отца к своей работе. Несмотря на весьма ограниченное жалованье, он неоднократно тратил свои средства на приобретение различных деталей для опытов.

Но вот настал 1905 года с его бурями и волнениями.  Горячий патриот своей родины, отец тяжело переживал военные неудачи.  К тому же в Цусимском бою погибли многие его ученики и соратники по Кронштадтскому минному классу.

В сентябре 1905 г., когда предстояло впервые поставить во главе Петербургского электротехнического института выборного директора, все профессора без различая группировок и направлений, единодушно остановились на профессоре Попове, как на  учёном, имевшим большие заслуги перед наукой,  на человеке высокой честности, бескорыстности и безупречной репутации.

Моя мать была в большой тревоге, когда отца выбрали директором. Он и так был перегружен работой свыше всякой меры и притом по своему характеру слишком близко принимал всё к сердцу. Здоровье его за эти годы усиленной работы пошатнулось.  К тому же административные обязанности мешали его научной работе, которая всегда составляла главное содержание его жизни.

Несмотря на это с сентября 1905 года отец стал директором Электротехнического института. Это обстоятельство оказалось для него  роковым. По всей стране тогда прокатилась волна  забастовок.  Революционное движение  захватило  и студенчество. В общежитиях, где жили студенты,  систематически проводились обыски: полиция искала нелегальную литературу и оружие. Отец возмущался  этими обысками, протестовал против них, беспрерывно волновался по этому поводу.

Студенческое движение всё росло. Правительство требовало самых срочных репрессивных мер против студенчества. Отца вызвали к Петербургскому градоначальнику.  Там  произошел крупный разговор. Градоначальник требовал от директора «принятия мер», отец, естественно, отказался: он не мог идти против молодежи.

В тот день отец вернулся домой крайне расстроенный. Даже мы, дети, заметили, что-то  неладное. Он был бледен,  губы  его дрожали, он заикался. За обедом он сел за стол не на своё место, чего с ним никогда раньше не случалось. Потом он стал жаловаться на усталость, головную боль. Но, расстроенный и больной,  волнуясь и тревожась из-за «беспорядков», всё же работал.

У меня сохранилась запись хода его болезни, сделанная  собственной рукой моей матери - врача, 28 декабря  температура у отца повысилась, но 29 он  всё же пошёл в институт. 30  он слёг,  чтобы уже не встать. 31 декабря 1905 года, в 5 часов вечера, он скончался от кровоизлияния в мозг.

Мать моя отличалась большим характером и выдержкой. Она не плакала, хотя отчаяние ее было безмерно: в первые минуты она и представить себе не могла, как будет жить и растить четверых детей без отца. Но, несмотря на свое горе, она нашла в себе силы, чтобы написать письмо профессорам Электротехнического института, в котором просила их продолжить дело, начатое ее мужем,  по развитию радиотехники. Письмо это найдено теперь в архивах Ленинградского электротехнического института.

Я уверена, что отец прожил бы ещё долгие годы, если бы был окружен таким вниманием и заботой, какими пользуются учёные в Советском Союзе».

«Воспоминания Р.А. Поповой о своем отце» из книги:
«А.С. Попов в характеристиках и воспоминаниях современников», Издательство Академии Наук СССР, Москва – Ленинград, 1958, стр.273, документ 103. В качестве источника на стр.439 указано:
«Вестник связи», 1945, №5, май,  стр.53.

Тексты статей в «Вестнике Связи» №5, 1945, май, стр.53 и в книге «А.С. Попов в характеристиках и воспоминаниях современников», Издательство Академии Наук СССР, Москва – Ленинград, 1958, стр.273, документ 103 полностью совпадают. Отличаются фотографиями. В «Вестнике связи» №5 опубликована более ранняя фотография.
«Вестник связи» №5  сдан в набор 21.03.45 г.

...........................................................................................................................................................................

В семье А.С.Попова. Воспоминания дочери

Вторая статья, май 1945 г.

О моем отце, Александре Степановиче Попове, о его научной деятельности и жизни, об изобретении им первого в мире радиоприемника написано немало книг. Мне остается добавить немногое. Кое-что у меня сохранилось в памяти с детских лет, кое о чем  позднее я узнала из  рассказов моей матери и друзей отца…

Нас было четверо детей – два старших брата, я и младшая сестра. Семья была очень дружная. Мы, дети, и мать (она была врачом), обожали отца. Его любили все: и его ученики, и сослуживцы. Это неудивительно. Отец был обаятельным человеком. Я живо помню его ласковую улыбку, медлительные манеры, немногословную речь. Мы никогда не слышали,  чтобы он раздражался, повышал голос, сказал резкое слово. Отличительными чертами его характера были душевная сердечность, доброта, мягкость. Он  был чрезвычайно застенчив и скромен. Не любил говорить о себе, выставлять напоказ свои заслуги, терпеть не мог хвастовства.  Отец всегда страстно увлекался  своими опытами и, как ребенок, радовался, когда они удавались. Но личные  выгоды, слава, почести его не интересовали, честолюбие было ему совершенно чуждо.

Отец был неутомимый труженик. Мы, дети, редко видели его – только в часы обеда, в праздники и еще иногда летом на даче. Особенно ярко мне запомнилось лето 1905 года; последнее лето в жизни отца, проведенное нашей семьей в Тверской губернии, на реке Мсте. Надо отметить, что в последние годы отцу не доводилось так хорошо отдыхать, как этим летом, - он обычно и в летнее время часто уезжал надолго по делам службы.

В то лето, еще в мае, мы выехали на дачу, на Мсту.  Отец мой был большим любителем рыбной ловли. Он не раз говорил, что это самый лучший отдых для него. Помню, как в начале июля вместе с моими братьями он привез по реке лодку из Вышнего Волочка. Это было большим событием в нашей жизни. Вставая очень рано, отец часто отправлялся на лодке на рыбную ловлю. Иногда мы целой семьей устраивали экскурсии на лодке по реке к озеру Мстино. Причаливали к берегу, варили уху. Отец играл с нами, детьми, шутил, показывал фокусы, вообще был изобретателен на разные веселые выдумки. Еще с молодости отец любил много ходить пешком, и в это лето мы вместе с ним  часто бывали в лесу, собирали грибы, забираясь иногда очень далеко в чащу.

Но счастливая семейная жизнь не могла заслонить от отца грозные бури и волнения 1905 года. Горячий патриот своей родины, отец тяжело переживал  неудачи наших войск в русско-японской войне. В морском бою под Цусимой к тому же погибли многие его ученики и соратники по кронштадтским минным классам.

В Кронштадте, по рассказам матери, каждую минуту, свободную от лекций, отец проводил в своей лаборатории, засиживаясь за опытами далеко за полночь. Напряженно работал он и потом, когда стал профессором физики Петербургского электротехнического института.

Он сам изготовлял все детали для своих опытов, так как был искусным стеклодувом и токарем по дереву и металлу. Научился он стеклодувному  и токарному делу еще в детстве у своего дяди, талантливого самоучки и мастера на все руки. Мой отец был также хорошим фотографом. У нас в семье сохранилось много фотографий, снятых им самим.

В сентябре 1905 года в Петербургском электротехническом институте должны были впервые избрать директора. Все профессора без различая группировок и направлений, единодушно остановились на профессоре Попове, как на крупном ученом и как на человеке высокой честности и безупречной репутации.

Моя мать была в большой тревоге – здоровье отца за годы усиленной работы пошатнулось, к тому же административные обязанности были только помехой в научной работе, которая всегда составляла главное содержание его жизни.

26 сентября 1905 года отец стал директором Электротехнического института. В это время по всей стране прокатилась волна  забастовок. В революционном движении участвовало и студенчество. В студенческих общежитиях института систематически проводились обыски, полиция искала нелегальную литературу и оружие. Отец возмущался обысками, протестовал против них, беспрерывно волновался.

Студенческое движение все росло. Отца вызвали к Петербургскому градоначальнику, где произошел крупный разговор. Градоначальник требовал от директора немедленного принятия репрессивных мер в отношении бунтующих студентов, отец наотрез отказался: он не мог идти против молодежи.

В тот день отец вернулся домой крайне расстроенный. Даже мы, дети, заметили, что с ним что-то случилось. Он был бледен, заикался, губы дрожали. За обедом он сел за стол не на свое место, чего с ним никогда раньше не бывало. Потом он стал жаловаться на усталость, головную боль. Но, расстроенный и больной,  волнуясь и тревожась из-за «беспорядков» в институте, он все же работал.

У меня сохранилась запись хода его болезни, сделанная моей матерью, - врачом, 28 декабря повысилась температура, но на следующий день отец все же пошел в институт, 30 –ого слег, а 31 декабря 1905 года, в 5 часов вечера, он скончался от кровоизлияния в мозг.

Я помню, как мать в страшной тревоге позвала меня. - У отца обморок, - сказала она, - Сбегай к Кракау за нашатырным спиртом. Кракау были наши соседи и хорошие знакомые, жившие этажом ниже. Когда я вбежала в  нашу квартиру с нашатырным спиртом, отец был уже мертв.

Мать моя отличалась большим характером и выдержкой. Она не плакала, хотя отчаяние ее было безмерно. В первые минуты она и представить себе не могла, как будет жить и растить четверых детей без отца. Но, несмотря на свое горе, она нашла в себе силы, чтобы написать письмо профессорам Электротехнического института, в котором просила их продолжить начатое ее мужем дело по развитию радиотехники. Письмо это теперь найдено в архивах Ленинградского электротехнического института.


Раиса Попова

1.Газета «Вечерняя Москва», 1945 год,  8 мая..

Текст этой статьи при его кажущейся тождественности с текстом первой статьей в «Вестнике Связи» №5  и пр.  для меня отличается  принципиально тремя моментами:
- присутствует описание лета 1905 года, проведённого семьей А.С. Попова на реке Мсте.
- присутствует упоминание семьи Кракау.
- присутствует упоминание о «дяде» -  талантливом самоучке и мастере на все руки,  у которого А.С. Попов научился  «стеклодувному и токарному делу».
...........................................................................................................................................................................

Изобретатель беспроволочного телеграфа А.С.Попов

Забытая статья, январь 1927 г.

13 января исполняется 21 год со дня смерти изобретателя беспроволочного телеграфа – проф. А.С. Попова. Редакция отмечает эту годовщину, помещением фотографий, впервые публикуемых  (за исключением снимка на первой странице), и статьей с биографией А.С. Попова, принадлежащей перу Евг. Александровне Кракау, работающей в области радиотехники в Ленинграде и лично знавшей с детства  покойного Александра Степановича.

Есть люди, как-бы  родящиеся  изобретателями, люди, которые не могут не изобретать. К таким как раз людям и принадлежал А.С. Попов.

Родился А.С. Попов в 1895 г. На Урале, на Богословском заводе. С раннего детства любил он любил мастерить что-нибудь. Вся  природа была для него прекрасной мастерской, в которой он находил материал для своего мастерства. В ранней юности он увлекался опытами по электричеству и задумал однажды устроить электрические часы.  Случайно он провёл ток от элемента к электромагниту при помощи цепочки стенных часов.  При этом он заметил, различную проводимость цепочки в зависимости от числа её звеньев и степени натянутости. Это юношеское наблюдение не пропало для него бесследно.  Впоследствии он воспользовался  этим своим наблюдением для об”яснения действия электромагнитных волн на порошок когерера).

Надо считать очень благоприятным  для всей дальнейшей деятельности  А.С., что детство его протекло вблизи завода. Его пытливый ум многому научился  просто из наблюдений над тем, что происходило на заводе.

Окончив Пермскую духовную семинарию, А.С. выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в С. – Петербургский университет на физико-математический факультет. По окончании  университета он был оставлен при университете по кафедре физики  для подготовки к научной деятельности. В 1883 году А.С. был приглашен в качестве преподавателя в Минные офицерские классы, а Кронштадт. Всё свободное  время от преподавания А.С. проводил в лаборатории. Свои лекции он обставлял всегда многочисленными опытами, которые сам же и налаживал. По словам его сотрудников, у него были «золотые руки», он был опытным токарем по дереву и по металлу и весьма искусным стеклодувом. А.С., видимо,  всегда привлекала техника, ему хотелось, чтобы истины, добытые наукой, имели применение к обыденной жизни.

Он участвовал в первых установках электрического освещения, как сотрудник  Товарищества «Электротехник», а с 1887 года стал заведующим электрическим освещением ярмарочной территории в Нижнем Новгороде. Зимой он преподавал в Минных офицерских классах, а с наступлением каникул уезжал в Нижний Новгород на электрическую станцию.

Каждый новый вопрос в физике, каждый новое открытие  живо интересовало А.С. к какой бы области физике оно не относилось. Воспроизводя опыты Герца, А.С. часто жалел, что у него нет достаточно чувствительного указания электромагнитных колебаний. Как только появилась статья  Бранли «Об изменении проводимости металлических порошков под влиянием электрических колебаний», А.С. захотел воспроизвести  «опыты Герца» в большем масштабе. И, действительно, он их не только воспроизвел, но, как и всегда, настолько усовершенствовал, что их  можно назвать уже только «опытами Попова», а не «опытами Герца».

Первая настоящая приемная радиостанция была изобретена  А.С. Поповым  в его «грозоотметчике». Это был прибор, который отмечал электромагнитные волны, появлявшиеся в атмосфере при приближении грозы. Вертикальный провод (теперешняя антенна), заземление, когерер, реле и ударник – вот основные части грозоотметчика. Прибор этот Попов демонстрировал в отделении физики  Русского Физико - Химического Общества 25 – го апреля старого стиля (7 мая н.с.) 1895 г. в сообщении:  «Об отношении металлических порошков  к электрическим колебаниям».  7 мая  1895 года и надо считать моментом изобретения беспроволочного телеграфа.

С этого момента мысль об использовании электромагнитных волн для передачи человеческих мыслей на расстоянии уже никогда не покидала А.С. до самой его смерти.

«Летом 1896 г. А.С. был, по обыкновению, в Нижнем – Новгороде, когда до него дошли первые смутные известия о новом способе телеграфирования без проводов, изобретенным Маркони, совершенно без описания прибора Маркони. Это известие встрепенуло его, и он там же на выставке говорил, что способ передачи, открытый  Маркони, наверное, представляет не что иное, как повторение его грозоотметчика 1895 года» ).

Так это и было в действительности. С 1897 года начинаются практические опыты с приборами Попова по телеграфированию без проводов на море, а именно, во время плавания  в учебно-минном отряде на Транзундском рейде, между судами  «Африка» и «Европа». Скудные средства, которые отпускались на эти опыты, страшно тормозили развитие радиотехники в нашей стране. Только несчастный случай с броненосцем «Адмирал Апраксин», наскочившим на камни у острова Готланд в 1899 году, заставил морское министерство отпустить достаточно средств для устройства первой береговой радиостанции. Именно при этой установке первой радиостанции А.С. получил высшую награду за его неутомимые труды.

Благодаря радио были спасены  27 рыбаков, оторвавшихся  на льдине от берега. По словам жены А.С., радости его не было предела, так как он сознавал, что ему рыбаки обязаны своим спасением.

Опыты с судовыми радиостанциями производились при ближайшем участии  Попова  с 1997 по 1903 год в Балтийском и Чёрном морях. Целый ряд усовершенствований был внесен А.С. за эти 6 лет. в радиотехнику. Дальность передачи выросла за это время от 3-х миль до 68 миль.

С 1901 по 1905 год главная деятельность А.С. сосредотачивалась в Электротехническом институте, где его стараниями были созданы прекрасно оборудованные физические лаборатории. Скончался А.С. в 1905 году от кровоизлияния в мозг, 46 лет от роду.

Из этого краткого биографического очерка мы видим, что вся жизнь А.С. неразрывно связана с физикой и электротехникой. А.С. жил физикой, и физика, в свою очередь многим ему обязана.


)Когерер, -  стеклянная трубка, наполненная железными опилками, - впервые был применен для обнаружения  электромагнитных волн.

)Выдержка из статьи Н.Н. Георгиевского, «Электричество», № 4, 1925 г. стр.214.
 
Е. Кракау

Эта статья интересна для меня  2 – мя моментами:
-  это одна из немногих статей, написанных и опубликованных при жизни Раисы Алексеевны Поповой (жены А.С.), Александра Александровича Попова (младшего сына А.С.),  Раисы Александровы Поповой (старшей дочери А.С.) и Екатерины Александровны Поповой (которая в январе 1927 году еще не вышла замуж за Г.А. Кьяндского и не сменила свою фамилию).
Эту статью знали и читали все родные А.С.Попова, за исключением погибшего в 1920 году, Степана Александровича Попова (старший сын А.С.).
- в ней отмечена роль завода в Богословском руднике, где родился А.С., в развитии его любознательности и приобретении умения работать с токарными, стеклодувными инструментами.
...........................................................................................................................................................................

Соболев Сергей Львович (1908 - 1989 гг.)

Соболев Сергей Львович (1908 – 1989гг.) Родился 6 октября 1908г. в Петербурге в семье присяжного поверенного Льва Александровича. Сергей рано лишился отца, и главная забота его воспитания легла на мать: Наталью Георгиевну, высокообразованную женщину, учительницу и врача. Она приложила огромные старания, чтобы всемерно развить незаурядные способности своего сына, проявившиеся еще в раннем возрасте. Для завершения среднего образования она посоветовала сыну поступить в 190-ю школу Петербурга.  Это была школа, богатая традициями (бывшая гимназия Лентовской), основанная в годы первой русской революции петербургскими передовыми учителями для учащихся, исключенных из казённых гимназий и реальных училищ за участие в революционном движении.

В школе преподавали лучшие учителя Петербурга. Сергею Соболеву в ней было всё интересно: математика, физика, медицина, литература. Он увлекался стихами и музыкой. Но школьная учительница математики Евгения Александровна Кракау увидела в Сергее Соболеве будущего талантливого математика. Она настойчиво рекомендовала ему поступить на математический факультет университета: - Если ты не поступишь туда, я здороваться с тобой перестану. Это твоя дорога, и перестань думать о другом.

И Сергей поступил, как советовала ему любимая учительница. Продолжить сразу же своё образование в университете он, к сожалению, не мог. Ему по окончании школы было только пятнадцать лет, это по тогдашним правилам не позволяло поступить в вуз. Надо было ждать целый год. Чтобы не терять время, Сергей поступил в музыкальную студию, и, позднее, будучи уже студентом Ленинградского университета, он не прекращал некоторое время занятий в студии».


Отрывок из статьи о математике, академике С.Л. Соболеве.

В двадцать пять лет С.Л.Соболев был избран членом-корреспондентом АН  СССР, а в тридцать один год стал  её академиком.
...........................................................................................................................................................................

Письмо Андреевой Нади в Лайково – Попово бабушке, Р.А.Поповой, от 25 VIII – 1965 г.

«Привет, удомельцы!

Вчера вечером получила 2-а маминых письма. Катенька уехала 23 ночью. Каким-то чудом мы жили с ней тихо и мирно. Правда, Зяма избегал появляться в этот период.

На работе я пока ничего не взорвала, не сокрушила, но опозориться всё же успела. Понимаешь, подходит ко мне Женя и говорит: «пойди распаяй ячейку №20 и вынь её». Ну, я бегу галопом и вижу… Женя ткнул в №20 и ушёл. Я призвала на помощь всё своё слесарно- монтажное умение – и ничего лучше не придумала, как отпаять все концы со всей платы!  Я, ведь, понятия не имела, что ячейка присоединяется к плате пол прямым углом при помощи штырьков, которые мне и надо было отпаять. Я посмотрела на плату, считая её ячейкой, и решила, как же ее вынуть, если со всех сторон к ней тянуться концы? Вообще, не знаю, как Женя не грохнулся в обморок.

- «Я же сказал, отпаять ячейку!»
- «Ну, я не знала, что ячейка и плата – разные вещи!»

Возились мы потом целый день восстанавливая монтаж. Вот так-то. А теперь мне дали собирать схему. И, вот, теперь я сижу и гадаю, правильно ли я её собрала.

Ходила сегодня к Животкову, чтобы поменяли проходную  Он подписал моё заявление и послал дальше – к начальнику бюро пропусков, Подковырову. Подковыров обещал, просил зайти в субботу узнать, куда меня сунут (в твою, либо под арку) и еще он просил никому не говорить о том, что мне поменяют проходную. Оказывается, есть много желающих поменять проходную, а сделать это почему-то чрезвычайно трудно.

Табельщица дала мне 312 номер и принялась за оформление больничного. Дали мне номер вчера утром, а сегодня я подхожу к доске и вдруг слышу: «Ваш номер 312!» Я очень удивилась такой предупредительности  и поблагодарила А.В.

В Москве стоит великолепнейшая погода с того дня, как я вышла на работу, т.е. с 19. Солнце светит с утра до самого вечера, на небе ни облачка, про дожди забыли, t-ра 24-26. На солнце просто жарко. Катя приехала в пальто, а уезжала ночью в одном платье. Пальто удалось впихнуть в чемодан.

Теперь о грибах. Ищи их во всех перелесках. З-ий перелесок чрезвычайно длинный и совершенно заросший. Поэтому продираться там трудно. Но он переходит вдоль дороги в Крутушу, а посему,  там – белые. Так что навещай перелески. Рецепт поищу. Да, много подосиновиков вдоль озера, внизу.

Ваське я позавчера купила на 30 копеек  сырого мяса. Понимаешь, в воскресенье я была у т. Жени, а Катя – в Калуге, и Васька целый день голодал. Поэтому я решила его умаслить – и купила мясца, которое он получал по кусочку до сегодняшнего утра.

А у т. Жени умерла Евгения Константиновна.  На её поминках было 70 человек. Ну, я немножко помогла т. Жене  разобрать вещи.  Тетя Женя сказала, что такая скучная вещь, как разборка, уборка и выброс старья со мною стала весёлым занятием.

А костюм мой всё еще не готов. Должен был быть готов 23, а теперь проектируют на 27-ое. Бельё я получила, но туфли еще твои не сдала. Единственное, что я успела сделать – это разобрать «карандаш»  - и выкинуть 3 большие банки крупы из-за жука. Вообщем у кухни вид  вполне приемлемый.

Сегодня, возможно, успею вымыть пол в коридоре и передней. Одеяло бабушкино высохло не до конца и страшно воняет гнилью. Оно лежит на балконе на досках, но почему-то не может проветриться. А в вашей комнате уже поселился нежилой запах и воцарилось запустение. Надо что-то придумать…

Да, в день отъезда Кати приходила Леночка Кьяндская.  Она теперь работает библиотекарем  в библиотеке иностранной литературы, преклоняется перед всем иностранным,  жалуется на давление и ревматизм. А вообще-то она состарилась заметно с тех пор, как я ее видела лет 5-6 назад.

Писать, по-моему, больше нечего.  Мне  сегодня предстоит:

а) сдать бутылки (которые я мыла при тебе);
б) сдать в хим. чистку плед т. Жени (она специально дала мне его);
в) вымыть пол;
г)  и очень хочу посмотреть фильм «Мари, Мари, тра-та-та», но это вряд ли выйдет. Как видишь, программа насыщенная.

Да, я купила себе оправу. Так что, если бы были стекла, то я сдала  бы две оправы. Очков минус 3 не видно. Ездила по совету Нины Гряз. на Академическую, но там было только большое расстояние.

Туфель нет никаких. Сумки тоже не видно. Единственное, что я купила, это польская ситцевая кофточка за 3.50. Очень симпатичная, жёлто-зелёная.

Ну, новости иссякли окончательно.
Пишите.

Лис».


)Катенька – Екатерина Георгиевна Кьяндская (младшая).
)Первая полученная мною профессия – ученик слесаря, затем – радиомонтажница.
)т.Женя – Евгения Александровна Кракау (1891-1968). Подруга и ровесница моей бабушки, Р.А. Поповой. Имение одного из братьев Кракау было в Удомле. Окончила гимназию с золотой медалью и, по правилам того времени, была, как лучшая ученица, представлена ко двору. После возвращения из Новосибирска, где она была с заводом во время эвакуации, жила в г. Фрязино под Москвой. Е.А. Кракау – крестная мать Андреевой Марии  Владимировны, моей матери.

Е.А. Кракау  была  невестой Александра Александровича. Попова, и Раиса Алексеевна очень хотела, чтобы этот брак состоялся, но этого не произошло. А.А. Попов женился на З.Н. Ланчеевой, которая была на 17 лет моложе его. Евгения Александровна Кракау  любила  и ждала А.А. Попова всю жизнь. Замужем не была. У нас дома, в Москве, была родным человеком. Умерла и похоронена в Ленинграде.

Леночка Кьяндская – Елена Дмитриевна Кьяндская, двоюродная сестра Екатерины Георгиевны Кьяндской (младшей).
...........................................................................................................................................................................

В семье Поповых

Трудно представить радость, охватывающую сердце, когда в полярную ночь, летя над бескрайной  заснеженной тундрой, вдруг услышишь в пилотской кабине, сквозь треск и шум магнитных бурь, явственно звучащий голос Москвы.

Как – то  нам  привелось задержаться из-за пурги  в Подкаменной Тунгуске; в аэропорту  мы встретили приехавшего из тайги старого тунгуса Анисима. Он сидел, покуривал трубку и слушал радио. Тунгус не хотел ни с кем разговаривать. - Хорошо, - сказал, наконец, Анисим. – Кто его сделал?

Мы вкратце познакомили тунгуса с историей радио. Услыхав, что изобретатель радио Александр Степанович Попов бывал в Красноярске, старик почувствовал к нему особый интерес и стал подробно расспрашивать нас о семье учёного, его детях. Тут, к своему стыду, мы убедились, что еще мало знаем о жизни удивительного русского ученого.

Вот почему спустя некоторое время мы с особым интересом и волнением вошли в московскую квартиру Раисы Александровны Поповой – дочери великого изобретателя. Дверь открыла седая, скромно одетая женщина; из-под простых очков на нас глядели серые спокойные глаза, высокий лоб подчеркивал сходство с отцом. В доме, кроме Раисы Александровны, были внучка и правнучка. Попова.

В одной из комнат мы увидели часы – свидетеля  жизни ученого, а в другой – полочку для книг и портрет Александра Степановича, увитый серебряными венками. В доме Поповых свято чтут память отца и деда. Пожелтевшие фотографии воскрешают давно ушедшие годы, и мы увидели Попова, каким он был в Кронштадте, Нижнем Новгороде, Красноярске, Чикаго, увидели его, окруженного детьми и за работой.

Александр Степанович был страстным фотографом; он  сам изготовлял  пластинки, бумагу, очень любил снимать. У дочери сохранились фотографии, сделанные её отцом. С уважением берём мы эти снимки, к которым прикасались те же руки, которые построили первый радиопередатчик.

- Мы, дети, очень любили отца, - рассказывала Раиса Александровна, показывая снимки. – Он был страстно увлечён наукой, очень занят, но всегда находил время заниматься воспитанием своих двух  сыновей – Степана и Александра – и двух дочерей – меня и Кати. Отец был очень скромным и трудолюбивым человеком, он не терпел лжи, лености и зазнайства.

Я хорошо помню его: отец был высок ростом, глаза у него были карие, живые, лоб высокий, волосы русые. Был он так скромен, что из-за пустяков смущался и краснел. Выглядел отец старше своих лет, на лице его часто появлялась грустная улыбка  усталого человека. В обращении с людьми он был мягкий, нежный, очень внимательный. Я не помню, чтобы отец когда-нибудь повысил голос.

Дома у отца не было своей  лаборатории, иногда он брал нас, детей, к себе в минную школу. От этих экскурсий осталось смутное впечатление: там было красиво, чисто, жарко и стучали машины. В садике, около минного класса, пускали резиновые шары, которые поднимали антенны для приема грозовых разрядов. Как-то мы ездили в Лесной институт, где папа работал со своим грозоотметчиком. Помню: в парке сверкал под солнцем красивый пруд, посредине которого зеленел остров, на этом островке и стоял грозоотметчик.

Отец любил музыку, следил за музыкальной жизнью. Ему особенно нравилась опера  Глинки «Руслан и Людмила», он часто напевал оперные мотивы, а когда мама сердилась на него – зачем петь в доме, - он тихонько насвистывал. У отца проявлялись различные способности и влечения – любил он и умел ценить живопись, музыку, фотографию, любил путешествовать. Сестра папы Августа Степановна была художницей; в нашем доме висел исполненный ею портрет ее дочери. Заметив в Александре, своем сыне, особое пристрастие к  искусству, отец стал учить брата, и он окончил Академию художеств, стал архитектором-художником. Музыкальные способности отца и матери унаследовал старший сын Степан – он окончил консерваторию и историко-филологический факультет, писал музыку и проявил себя одарённым композитором.

Нужно сказать, что отец был искусным мастером на все руки – он был стеклодувом, токарем, слесарем, плотником, - все умел делать сам. Отец старался привить нам, детям, любовь к труду, уважение к любой работе. Ему очень нравилось, что Александр проявлял интерес к технике, и помогал ему делать  всевозможные технические игрушки, часто брал его к себе в лабораторию. В свободное время отец забирал всех своих детей и отправлялся в Народный дом. Это были самые яркие, счастливые вечера – мы слушали его рассказы о необычайных явлениях в природе, о грозах и электрических сигналах; отец подробно рассказывал нам о своих поездках на Черное море, в Сибирь, на Урал, в Нижний Новгород и за границу.

Мы любили отца, слушали его, для нас он был другом, задушевным советчиком. Отец внушал нам, чтобы мы были скромными и требовательными к себе, не лгали, любили труд: он оберегал нас от дурных замыслов, интересовался, с кем мы дружим, и давал нам, особенно братьям, советы, как нужно защищать свою честь, как поступать в затруднительных случаях.

Личное обаяние отца было так велико, что в нашем доме всегда собиралось много друзей. Как правило, гостей угощали по-уральски – пельменями. В Кронштадте у нас всегда было много моряков и ученых, обязательно приходил близкий друг семьи химик С.С. Колотов, П.Н. Рыбкин, физик Ф.Я. Капустин,  Е.Л. Каринфский, помогавший отцу изготовлять аппаратуру, Н.И. Георгиевский, добывавший нужные материалы, преподаватель Любославский и другие. Неизменным гостем был также друг дома  - жизнерадостный, общительный доктор Ижевский; отец очень любил его и всегда ждал с ним встречи.

Когда мы переехали из Кронштадта, к нам часто приходили профессора, ученые; бывали часто уралец, папин земляк, профессор В.А. Яковкин, папин  помощник лаборант  С.Н. Покровский - ....моральные качества, которые прививал Александр Степанович своим  детям, помогли им стать достойными своего отца. Архитектор-художник Александр Александрович мужественно переносил все невзгоды блокады в Ленинграде и отказался уехать из родного города. Он умер, помня о своём отце – великом русском патриоте. В самые тяжелые дни блокады  дети А.С. Попова – Александр Александрович, Раиса Александровна и Екатерина Александровна работали на стройке оборонительных сооружений, собирали отцовские вещи и, как реликвии, передавали их в музей.

Екатерина Александровна живет сейчас в Ленинграде, в Электротехническом институте, где ее муж занимается изучением радио; Раиса Александровна – старый, опытный врач – со своей дочерью  Марией Владимировной живет в Москве. Внучка изобретателя радио учится на втором курсе Энергетического института, на радиофакультете. Её дочка Надя – правнучка Александра Степановича – только научилась ходить, но она уже знает портрет своего великого прадеда и показывает  на него ручонкой, когда в доме заходит речь об Александре Степановиче.

Мы долго разговаривали с Раисой Александровной. Старые фотографии и рисунки, исполненные  сыном  А.С. Попова, вводили нас в дом человека, ставшего гордостью народа. И перед нами встала фигура  замечательного труженика науки, бесстрашного новатора, горячего русского патриота.

Эти черты кристально-честного ученого, так характерные для деятелей русской науки, слились в нем с качествами примерного семьянина, любящего отца, скромного и вдумчивого воспитателя, для которого духовный рост своих детей, их творческие стремления были предметом постоянных забот и волнений.


Е. Рябчиков.
Газета «Комсомольская Правда», 7 мая 1946г., № 107 (6433), стр.3
...........................................................................................................................................................................

Здесь жил А.С.Попов

Из газеты « Путь Октября» от 19 августа 1975г.

Колхозник М.Г. Иванов в 1946 году на страницах «Пролетарской правды»  вспоминал:

«Как сейчас помню, приехал он к нам в 1904 году отдыхать . День был как раз праздничный, ясный. Мужики сидели на завалинке.  Александр Степанович подошел к нам, приветливо поздоровался и долго разговаривал о крестьянской жизни, а потом всех фотографировал».

Житель Удомли С.В.Иванов в той же газете вспоминал: «До революции кулаки и помещик Налётов захватили всю землю вокруг озера, а нам,  крестьянам, негде было даже прогнать скот на водопой. Александр Степанович скупил часть этих земель и дал нашей деревне заливные угодья».

М.В. Васильев, один из старейших жителей Удомли, бывал в доме Поповых. Веранда была излюбленным  местом отдыха ученого. От веранды вниз к озеру вела дорога на деревянный мост, переброшенный через небольшой ручеек. Рядом с домом был большой сад, в котором любил отдыхать А.С. Попов».


В.Цветков, старший инспектор архивного отдела Калининского облисполкома.

Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома Как сделать заземление вокруг дома

Тоже читают:



Схема как вязать спицами косичку схема

Шприц для заливки масла своими руками

Открытка с днем рождения дочки для родителей 3 года

Схема сварочного инвертора solaris мма 204

Схема автоматизации в строительстве